Как не попасть пальцем в небо, выбирая жаропонижающее ОРЗ – это, в сущности, катар верхних дыхательных путей. Теперь словечко «катар» попахивает нафталином, и даже старые врачи забывают его. Понятие ушло, а вот лекарства, которыми пользовались при катарах, остались прежними. Они модифицируются, обрастают аналогами, но суть остается той же. И название то же – жаропонижающие. Поскольку ОРЗ «снимают урожай» в основном поздней осенью и зимой, нелишне вглядеться в это многочисленное лекарственное семейство.
Жаропонижающие отпускаются без рецепта – приходи и бери любое. Но ведь их столько, что в глазах рябит, да еще у каждого свой аналог (иногда не один), отечественный или зарубежный. Какой же выбрать? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо задаться еще одним, на первый взгляд странным вопросом: а что такое температура?
ЭТО МУДРЫЙ ХОД ПРИРОДЫ
Бактерии, или вирусы (это от них все демисезонные «радости» – простуда и грипп), внедряются в организм далеко не с той же легкостью, как нож в масло. Организм тут же замечает нежеланных гостей и приводит в действие сильный и хорошо отлаженный механизм иммунного ответа. Это значит, что прежде всего активизируются «регулярные воинские части» – защитные клетки: макрофаги, лейкоциты и лимфоциты. Кроме того, в организме резко возрастает количество защитных антител и белка интерферона, прямое назначение которого – бороться с пришельцами.
Такая грандиозная манифестация, или операция, на клеточном уровне не может остаться незамеченной: центральная нервная система немедленно реагирует на нее повышением температуры тела (не вся нервная система, разумеется, а тот ее участок, который заведует теплорегуляцией). Для чего? Это очень мудрый ход. Ведь вирусы и бактерии – сибариты. Им трудно размножаться в условиях парилки, они нуждаются в более комфортной среде для воспроизведения. Получается, что температура – сама по себе великолепное природное лекарство от микробов. Вот почему Всемирная организация здравоохранения рекомендует обращаться к лекарствам, сбивающим температуру, только после 38,5о.
Температуру нельзя сбивать еще и потому, что она – нелицеприятный свидетель наличия инфекции. Есть температура – значит, жива-здорова и инфекция. Если убрать температурный фактор, можно проморгать и саму инфекцию с ее осложнениями: сидеть сложа руки, позволив ей свободно хозяйничать в организме, захватывая новые и новые территории.
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ
Но это правило – что температура сама по себе лекарство – законно не для всех. Есть несколько категорий людей, не подпадающих под него. Температура, даже небольшая, опасна
- для детей и взрослых с сердечными недугами (пороки сердца, серьезные нарушения ритма, ишемическая болезнь сердца, тяжелая стенокардия)
- для легочных хроников (хронический бронхит, особенно обструктивного типа, астма)
- для тех, кто страдает заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, энцефалопатия различного происхождения)
- для детей, склонных отвечать на температуру судорогами
- при индивидуальной непереносимости
Для всех остальных – повторим еще раз – температура есть лекарство. Теперь, когда выяснилось, какая температура действительно считается температурой, то есть чем-то таким, что нуждается во вмешательстве извне, можно приступать и к жаропонижающим.
РАСКЛАДЫВАЕМ ПО ПОЛОЧКАМ
В справочниках жаропонижающие нужно искать в разделе ненаркотических анальгетиков. Это препараты комплексного воздействия: они снижают температуру, унимают боль, обладают противовоспалительным действием.
ПОЛОЧКА НОМЕР ОДИН
Такая «разносторонность» жаропонижающих дает основания разбить их на две группы.
У препаратов первой группы – это анальгин и парацетамол, которые принято называть антипиретиками-анальгетиками, – сильнее выражено обезболивающее и жаропонижающее действие. У них масса аналогов, и к тому же анальгин и парацетамол могут входить в ряд препаратов как один из компонентов. В ближайшее окружение анальгина входят: оптальгин, спаздользин, пенталгин, темпалгин, баралгин, седалгин-нео, пиронал.
У парацетамола тоже своя компания, и тоже немаленькая: это панадол, эффералган, тайленол, калпол, колдрекс, фервекс, саридон, мигренол, каффетин. Таким образом, если вам важнее снять лихорадку и боль, приобретайте антипиретики-анальгетики.
ПОЛОЧКА НОМЕР ДВА
А если нужнее остановить воспалительный процесс, к вашим услугам вторая фундаментальная группа препаратов, которые, обладая мощным противовоспалительным эффектом, снимают к тому же боль и лихорадку.
Эта группа, или, скорее, категория, жаропонижающих отличается бoльшим разнообразием действующих веществ (и, соответственно, препаратов). Самый старый и самый известный – аспирин, он же ацетилсалициловая кислота. Под его «крышей» собраны йорк, упсарин, ацесал, аспирин-директ, аскафен, цитрамон, форталгин.
Менее яркий, но тоже достаточно известный представитель группы нестероидных противовоспалительных препаратов – ибупрофен. Вот его аналоги: солпафлекс, бурана, бонифен, мотрин, нурофен. Кроме того, ибупрофен входит как составная часть в комбинированные препараты новиган, брустан.
САМОЕ ВАЖНОЕ
Теперь самое важное – чем хороши и чем плохи вышеименованные препараты, что думают о них в мире и у нас.
Начнем со старейшего из жаропонижающих – аспирина. В 1999 году Фармкомитет России запретил использовать его в качестве жаропонижающего для детей меньше 15 лет, поскольку аспирин может вызвать у них непредсказуемое, страшное осложнение, именуемое синдромом Рейе.
Кроме того, с аспирином могут быть связаны желудочно-кишечные кровотечения, и он может вызывать так называемую аспириновую астму.
Со вторым по популярности жаропонижающим – анальгином – тоже не все просто. В Швеции, например, он запрещен с 1999 года, а более чем в 30 развитых странах его применение жестко контролируется. Причина в том, что использование анальгина (и, разумеется, его аналогов) чревато риском серьезных осложнений – вплоть до угнетения кроветворения и анафилактического шока.
У нас к анальгину отношение более лояльное, тем не менее с октября 2000 года детям до 18 лет анальгин должен отпускаться только по рецептам и со строгой рекомендацией: принимать анальгиносодержащие препараты не более трех дней. Последнее относится и ко взрослым.
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА
Есть ли альтернатива анальгину и аспирину (когда они выступают в роли жаропонижающих)? К счастью, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Альтернатива эта – всеми в мире признанный и везде применяемый парацетамол.По некоторым показателям, он в 16 раз безопаснее анальгина и в 8 раз – аспирина. К слову, парацетамол – единственное жаропонижающее, которое могут принимать беременные и кормящие грудью (последним все-таки придется взвесить пользу и риск).
Но и у этого замечательного лекарства есть свое «но»: парацетамол не стоит принимать тем, у кого слабая печень и почки.
У ЛЕКАРСТВА ДВА ЛИЦА
Как же так, думает человек, привыкший цивилизованно справляться с недугами – глотая таблетки из красивых упаковок, снабжаемых умными, длинными аннотациями. Лекарство – это то, что лечит. Так было, так будет, да и не может быть иначе. Но если взглянуть на вещи под другим углом зрения, если подумать о том, что таблетка – это всегда нечто чужеродное организму, точка зрения сильно меняется.
Поскольку таблетка – это не яблоко и не сыр, а химия в чистом виде, организм прилагает усилия, чтобы нейтрализовать ее: разрушить и удалить. Это значит, что на печень и почки ложится дополнительная, не вызванная нуждами организма нагрузка. Кроме того, в силу своей чужеродности (химия есть химия) таблетка может стать сильным аллергеном – вызвать непредсказуемую аллергическую реакцию. Самое же печальное – лекарства могут угнетать кроветворение, что делает организм совершенно безоружным перед инфекциями. Парадоксально, но факт: лекарства спасают от инфекций, но они же подчас широко отворяют им двери (вернее, снимают их с петель).
НЕ НУЖНО КРАЙНОСТЕЙ
Следует ли из этого, что положение больного драматично всегда, поскольку идеальных лекарств не существует? Нет, не следует. Во-первых, во многих ситуациях без лекарств организм просто не справится с недугом. Например, если простуда опустилась в бронхи, а потом в легкие, без антибиотиков не обойтись. Но ведь далеко не всегда положение столь тревожно. Далеко не всегда оно требует тяжелой лекарственной артиллерии.
Для более простых случаев есть лекарства, не являющиеся продуктом высоких химических технологий. К ним не прилагаются подробные аннотации с формулами, правилами пользования, показаниями и противопоказаниями. Растут эти лекарства в лесу и в поле, на ветках и на грядках, доступны абсолютно всем и абсолютно безопасны.
- Малина, смородина (черная), клюква, брусника, цветы липы, мед усиливают потоотделение и тем самым унимают жар и лихорадку. С ними же в организм поступают витамины-минералы, далеко не лишние в трудные для него минуты.
- Витамин С стимулирует выработку интерферона, поэтому при простудах-гриппах незаменимы богатые им лимон, калина, шиповник, та же клюква.
- Простой чай – тоже лекарство: в нем много тиамина, который стимулирует иммунитет.
- Помогает при лихорадке лист квашеной капусты, если приложить его к запястью – туда, где бьется пульс.
- Старинное средство – йодная сетка на подошвы (для маленьких йод разводится).
- Столь же старый, славный способ унять жар – обернуть голени уксусным компрессом (для компресса берется не уксусная эссенция, а именно уксус, да и тот разводится).
- Можно положить на лоб заболевшего смоченное и отжатое полотенце. Этот список далеко не полон, и каждый может продолжить и дополнить его мамиными, бабушкиными и тетушкиными рекомендациями. Так за чем же дело стало? Есть болезнь – есть и лекарства от нее. Каждому недугу – свое.
Источник - Семейный доктор
Текст: Галина Венедиктова, терапевт[color=purple]