Учимся говорить
Природа наделила малышей многими способностями, но без помощи взрослых они не смогут развиться.
В жизни мамочки так много хлопот: домашнее хозяйство, уход за ребенком, создание гармонии в маленьком семейном кругу, да и малышу нужно развивать. Как все успеть в череде повседневных забот?! Не менее важный вопрос: чем заниматься в первую очередь, а что подождет до детского садика, школы? Вот несколько самых простых советов по развитию речи.
Учимся говорить много и правильно
Уже в животике у мамы дети узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Кроме того, ученые установили, что первые 50 слов ребенок узнает задолго до того, как начинает произносить. То есть слово уже сидит в памяти, а озвучено будет месяцев через пять.
Вывод напрашивается сам собой. Начинать говорить с малышом нужно как можно раньше, причем постоянно и много. При этом важно произносить слова внятно, членораздельно, обязательно договаривая их до конца.
Смотрите малышу прямо в лицо: он должен видеть вашу артикуляцию. Предложения должны быть простые, но полные. В первые месяцы жизни нужно делать упор на эмоциональность, а позднее ( с 5-6 месяцев ) на простоту речи.
Старайтесь переставлять слова местами и произносить подряд разные формы: «Где наша шапочка?», «Вот шапочка», «Шапочка красивая», «Правильно, шапочка», «Мы шапочку наденем», «На головку». Говорите с небольшими паузами – так ребенку легче вычленить слово в речевом потоке и разобраться в устройстве языка.
Полезно оставлять «место» для ответной реплики, даже если малыш еще не готов вам ответить. Потому сделайте это за него: «Какую мы шапочку наденем? Правильно, вот эту!» Исправлять следует косвенно: «Это кто? Ми… Правильно, мишка!»
Называйте себя и ребенка в третьем лице ( пока он не разобрался с местоимениями «я», «ты», и т.д. ). Например, «Сейчас мама Сашеньке поменяет пеленку». Не забывайте, что речь, обращенная к малышу, обязательно должна быть эмоционально окрашена.
Разговаривайте постоянно со своим малышом. Например, когда вы гуляете, рассказывайте ему, как лает собачка ( много раз ), каркает ворона, какие замечательные вокруг деревья, скульптуры, колонны, как мимо дядя прошел, малыш в коляске проехал. Какие красивые листочки на деревьях, ( какой снег блестящий ), какая зеленая травка, как чирикают воробышки, синички, мяукает кошечка ( это комментарии для малыша ).
Со старшим ребенком можно обсуждать уже более серьезные темы. Например, какой чудесный зимний день, что уже совсем скоро наступит весна: небо будет голубое, солнышко жаркое, какие красивые облака, обсудить на какие фигурки они похоже. Вспоминайте вместе, какие времена года вы знаете, и что скоро весной, прилетят птицы из жарких стран: грачи, ласточки, скворцы, и т.д.
Пока вы чем-то заняты по дому, можно предложить ребенку двух-трех лет поиграть в слова. Вы называете слово, а он определяет, есть ли в нем, к примеру, звук «А», «К», «М». Разумеется, для малыша это пока непросто, потому нужно произносить все утрированно четко. Такое упражнение тренирует фонетический слух.