Как добиться уважения ребенка?
Опубликовано Ноя 09, 2009, рубрики Воспитание малыша | Комментариев нет Как стать для ребенка непререкаемым авторитетом и стоит ли вообще ставить перед собой подобную цель?
Современным мамам и папам часто кажется, что авторитет родителей — отжившее понятие, уходящее корнями в домостроевские авторитарные методы воспитания. „В большинстве случаев под родительским авторитетом понимают беспрекословное подчинение младшего старшим. Зачем малышу такое давление? — думают родители. — Ему нужны лишь наши любовь и забота". Насколько это мнение ошибочно, мамы и папы понимают по мере того, как растет их ребенок. Чтобы проблемы отсутствия родительского авторитета не наступили „вдруг" и не застали всю семью врасплох, представление о роли родителей в жизни маленького человечка надо формировать с самого раннего возраста.
Командир или наставник?
Авторитет родителей, конечно же, не означает, что ребенок беспрекословно выполняет ваши команды и делает только то, что удобно вам. На свой авторитет работает тот родитель, который всегда готов отвлечься от своих дел, чтобы прийти малышу на помощь.
Обладает несомненным авторитетом взрослый, уважение к которому проявляют другие взрослые люди: остальные члены семьи, знакомые, коллеги, воспитательница детского сада, соседи. Родители, у которых можно многому научиться, — авторитет для малыша: умение мастерить, готовить, рассказывать сказки, знания о крестовых походах или о том, отчего горит электрическая лампочка, — огромная ценность в глазах детей.
Спокойное поведение и умение справляться с трудностями, отстоять при необходимости интересы свои и ребенка, способность действовать последовательно, не менять без причины своих решений и намерений — главные составляющие авторитета и повод для уважения со стороны малыша. Все эти действия направлены в основном на одну, но самую важную в жизни маленького человечка вещь: чувство безопасности, защищенности, уверенности в том, что его жизнь находится в руках людей, способных направлять ее в нужное русло. Ребенок же, не уверенный в авторитете родителей, чувствует себя покинутым, оставленным бороться с жизнью один на один. Это может выражаться в агрессивности, страхах и попытках контролировать родителей, подчинить их своей воле и таким образом обеспечить себе подобие безопасности.
Попытка контроля может внешне выглядеть как: капризность; предъявление неумеренных требований, например, покупать все подряд игрушки; постоянная перемена желаний: пойдем в парк — не пойдем в парк, свари мне кашу — не хочу каши. Так ребенок проверяет нас „на прочность" и способность принимать решения самим, не идя у него на поводу и не сваливая на него ответственности.
Работа над ошибками.
Какие промахи чаще всего совершают родители, игнорируя формирование авторитета?
1. «Ребенок знает лучше нас».
Так думают родители, которых в детстве «угнетали воспитанием» и которые, вырвавшись на свободу и обнаружив, что из родительских нравоучений не вышло ничего хорошего, решают пустить воспитание своего малыша на самотек, „предоставить природе". Они считают, что природой в ребенка заложено достаточно инстинктов и разума, чтобы он научился всему без активного вмешательства старших. Действительно, кроха многое „знает" сам, но те знания, которыми наделила его природа, предназначены для жизни в естественных условиях и небольшом человеческом сообществе. Так, ребенок хорошо „знает", что при повышенной температуре лучше отказаться от еды и перейти на сок, но не знает о том, насколько вредно объедаться чипсами и конфетами. Он „знает", что нужно подражать старшим, чтобы научиться всему необходимому и не попасть в беду, но никакая природа не объяснит ему, что не стоит подражать дяденькам из телевизора, которые ругают друг друга нехорошими словами и то и дело вступают в перестрелку.
2. „Да что я могу ему дать?"
Такая установка свидетельствует о том, что у родителей занижена самооценка. Чаще не у обоих, а у одного из них. Например, у мамы, которая до рождения ребенка не успела сделать карьеру, а теперь на какое-то время вынуждена стать домохозяйкой. От стирки, уборки, готовки, прогулок, недосыпаний она настолько устала, что ей кажется: жизнь кончена, а она сама — слаба, замучена и неинтересна. Такая мама становится для ребенка не авторитетом, а обслуживающим персоналом, да еще и нерадивым, потому что от усталости может что-то забыть или перепутать.